Российский химико-аналитический портал | химический анализ и аналитическая химия в фокусе внимания ::: портал химиков-аналитиков ::: выбор профессионалов |
|
ANCHEM.RU » Форумы » 3. Метрология, ВЛК ... |
Изменения в 412-ФЗ по 262-ФЗ >>>
|
Автор | Тема: Изменения в 412-ФЗ по 262-ФЗ |
еленарук Пользователь Ранг: 455 |
24.08.2018 // 21:14:29
Редактировано 2 раз(а) Уважаемые коллеги, хотя скоро будет 1 месяц со дня выхода 262-ФЗ с изменениями в 412-ФЗ об аккредитации, пока обзора и подробного обсуждения изменений я не нашла. Текст 412-ФЗ с изменениями по 262-ФЗ, которые вступают в силу после опубликования, размещен на сайте ФСА, но в нем отсутствуют изменения, вступающие в силу через 90 и 180 дней. На сайте ФСА опубликовано интервью руководителя ФСА Херсонцева А.И., которое позволило понять цель введения некоторых новых положений и требований, главный посыл – добросовестным аккредитованным лицам, которые реально работают и выполняют правила, дается возможность исправлений своих недочетов без прекращения действия аккредитации «по факту». С введением изменений решены некоторые вопросы, которые поднимали сами аккредитованные лица, т.к. для некоторых из них старая редакция оказалась фатальной. Поскольку информация важная, а анализировать и осмысливать ее тяжело ввиду очень большого объема изменений и их размазанности по тексту 412-ФЗ, то я считаю нужным поделится своим обзором. Изменения в 412-ФЗ обсуждаются на сайте Бизнес-эксперт. Здесь я не могу прикрепить файлы с подробным обзором изменений с цитатами, интересующиеся могут их посмотреть по ссылкам: https://metrologu.ru/topic/31906-%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-412-%D1%84%D0%B7-%D0%BF%D0%BE-262-%D1%84%D0%B7/ Здесь приведу общую часть. Обзор изменений в 412-ФЗ, внесенных в соответствии с 262-ФЗ от 29.07.2018 В настоящем обзоре изменения, которые вводятся 262-ФЗ в «Закон об аккредитации в национальной системе аккредитации» 412-ФЗ разделены на четыре основных направления: 1. Рационализация функционирования национальной системы аккредитации; 2. Расширение требований к деятельности аккредитованных лиц и экспертов; 3. Более гибкий подход к добросовестным АЛ при устранении ими несоответствий и более жесткий подход к недобросовестным АЛ при невыполнении ими основных требований законодательства; 4. Переход на электронный документооборот. Далее приведен перечень изменений для Аккредитованных лиц с указанием статей и частей 412-ФЗ, в которые внесены изменения и сроков вступления в силу, через 90 дней или 180 дней после опубликования 262-ФЗ. Данный перечень я составила, исходя из своих представлений, но, по крайней мере, его можно рассматривать как источник информации. Также не исключаю, что какое-то требование, содержащееся в изменениях или ранее существовавшее требование, но изменившееся в свете внесенных изменений, я не заметила, т.к. оно оказалось не явно обозначенным. 1.1 Разделение ЮЛ и ИП по областям деятельности, в соответствии с которыми аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется непосредственно при взаимодействии с ФСА, посредством подведомственного ей федерального государственного учреждения ФАУ НИА или при взаимодействии с другими органами в соответствии с законодательством РФ, если: - законодательством РФ установлено требование о наличии у ЮЛ, ИП аккредитации в национальной системе аккредитации; - законодательством РФ не установлено требование о наличии у ЮЛ, ИП аккредитации в национальной системе аккредитации; т.е. ЮЛ, ИП выполняют требования 412-ФЗ на добровольной основе (ст.1 ч.2) – взаимодействие с подведомственным ФСА федеральным государственным учреждением ФАУ НИА, процедуры по ст. 24.1 – 90 дней; - деятельность относится к сфере безопасности государства: оборона, госбезопасность, атомная энергия и т.д. – выделены как отдельные сферы деятельности, к ним прибавился космос – ст.2 ч.8. 1.2 Новые требования к заполнению заявлений на госуслуги по аккредитации, подтверждению компетентности, внесения изменений в сведения об аккредитованном лице в части изменения места или мест осуществления деятельности – изменения касаются нескольких статей, изложены в разъяснениях ФСА от 08.08.2018 1.3 Введены требования по соблюдению сроков подачи заявлений на ПК – не ранее 4 месяцев для ПК-1 (по ст.24 ч.1 п.1) - ст.24 ч.5 и АЛ должно завершить процедуру ПК не позднее 6 месяцев после наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 и частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона – ст. 22 ч.1 п.7 1.4 Проведение процедуры, связанной с изменением места (мест) осуществления деятельности, проводится только в рамках процедуры подтверждения компетентности, отдельной процедуры смены МОД теперь нет – ст.19 ч.4. 1.5 Срок проведения процедуры сокращения ОА увеличен до 10 рабочих дней, а в случае подачи заявления на сокращение ОА в процессе проведения ПК, то проводится в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения по результатам ПК – ст.23 ч.9 – 90 дней. АЛ должно будет подавать заявление на сокращение ОА в электронном виде – ст.23 ч.8 – 180 дней 1.6 Изменены и введены новые основания, по которым АЛ не может подавать заявление: - на процедуру аккредитации после прекращения аккредитации в результате нарушений и не устраненных несоответствий – 2 года - ст. 22 ч.9; - на процедуру аккредитации или расширения ОА при подаче заявления на прекращение аккредитации или прекращение процедуры расширения ОА после выбора эксперта – 6 месяцев – ст.16 ч.9.2 – 90 дней. Для других случаев ограничительных сроков не указано. 1.7 ФАУ НИА получило новый статус как научно-методическая и экспертная организация – ст.8 ч.2.1 и 2.2, ст.14 ч.3. и будет участвовать при проведении процедур аккредитации, ПК АЛ - ст.17 ч.6.1, а также проводить работы по оценке соответствия заявителей требованиям, если заявители выполняют работы по добровольной сертификации, оценке соответствия и т.д. – ст.24.1 – 90 дней. 1.8 Организация формирования и ведения реестров относится к полномочиям ФСА по ст.8 ч.1 п.5, ч. 2.1, а функционирование ФГИС в области аккредитации и доступ к ней, в том числе ведение реестров, обеспечивает ФАУ НИА – ст.25 ч.1 – 180 дней: - в том числе ведение реестров АЛ, экспертов, и т.д., включая «иную информацию о деятельности ФСА» (ст.25 ч.2). При этом сведения во ФГИС по результатам выездной оценки заявителя, АЛ вносит эксперт – ст.11 ч.3 п.4.1 подпункт в; - формирование и ведение реестров сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, а также иных документов по оценке соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, производится ФАУ НИА. Порядок внесения и выдачи данных из указанных реестров проводится на платной основе в случаях, определенных МЭР – ст.25 ч.9, ст.24.1 ч.5 – 90 дней. 1.9 Введение новых понятий – «перечень несоответствий, влекущих за собой отказ в аккредитации» и «перечень несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации» - ст.7 п.1.1 - 180 дней, и перечень несоответствий, не относящихся к вышеназванным, вместо перечня несоответствий, факт устранения которых может быть установлен только «в форме выездной проверки» и «в форме документарной проверки» соответственно. 1.10 Указано, что аккредитация в национальной системе аккредитации бессрочная – ст.18 ч.1. 2.1 Введение требований об информировании ФСА о наличии аккредитации ЮЛ, ИП другим органом по аккредитации, ст.13 ч.1 п.3.1, причем в отношении лиц, аккредитованных в иностранных органах по аккредитации, введены ограничения на использование их знака аккредитации совместно со знаком аккредитации национальной системы ст.13 ч.2.1. 2.2 Вводится порядок применения по ст.7 п.8 знака национальной системы аккредитации в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации, ранее установленный в Приказе МЭР от 22.05.2014 № 283 в ред. Приказа МЭР от 13.12.2017 N 677. При этом нарушение установленных требований к применению комбинированного знака может привести к прекращению аккредитации по ст. 22 ч.1 п.10. 2.3 Требование к АЛ рассматривать жалобы и обращения, относящиеся к их деятельности по оценке соответствия, и давать ответы на них в течение десяти рабочих дней со дня их поступления по ст.13 ч.1 п.1.1. 2.4 Расширение критериев аккредитации в части перечня документов, обязательных для выполнения заявителями и АЛ – ст.13 ч.6. 2.5 Требования к АЛ в части наличия опыта, связанного с выполнением работ в области аккредитации, не могут превышать три года. Ст.13 ч.8 2.6 В отношении деятельности экспертов вводятся правила деловой и профессиональной этики эксперта по ст.12 ч.8.1 2.7 Выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица требованиям проводится по методике с учетом всей информации об осуществлении деятельности АЛ, утверждаемой ФСА ст.8 ч.6 – 180 дней, в том числе необходимость проведения такой оценки с участием сотрудников ФСА. Это положение отражено в изменениях в ст.17 ч.19 п.2 – 180 дней и в ст. 17 ч. 6.1. 2.8 При выездной оценке соответствия сотрудники ФСА вправе проводить оценку навыков работников заявителя, аккредитованного лица по выполнению работ согласно области аккредитации в соответствии с системой менеджмента качества по методическим рекомендациям, утверждаемыми ФСА – ст.8 ч.5 п.4 – 180 дней 3.1 Возможность сокращения области аккредитации, а не прекращение аккредитации АЛ, действие аккредитации которого было приостановлено в отношении всей области аккредитации, если такое лицо не устранило выявленные нарушения в его деятельности только в отношении части ОА. В Статью 22 «Порядок прекращения аккредитации» внесено исключение для прекращения аккредитации в случае неустранения АЛ нарушения после приостановки аккредитации, а именно: в ст.22 ч.1 п.5 введена ссылка на ст.23 ч.7, касающуюся сокращения ОА. 3.2 Для добросовестных заявителей и АЛ предоставлена дополнительная возможность исправления несоответствий, в частности для АЛ при форс-мажорных обстоятельствах (например, невозможность работы – отключено электричество): - для заявителей, которые проводят устранение несоответствий по результатам выездной оценки при аккредитации, увеличен срок устранения до 2 месяцев в ст. 17 ч.29 – 180 дней; - для заявителей в случае приостановки аккредитации по ст.17 ч.28 п.3 – 180 дней, предусмотрена возможность повторной выездной проверки экспертом, проводящим экспертизу при аккредитации– ст.17 ч.29 – 180 дней; - для АЛ, действие аккредитации которых приостановлено, срок приостановки не регламентирован в 412-ФЗ и будет определяться сроком устранения несоответствий (информация из интервью руководителя ФСА), в данном случае требуется дополнительное разъяснение ФСА; - для АЛ, в отношении которых проводится выездная проверка устранения несоответствий после приостановки аккредитации по результатам ПК или внеплановая проверка в форме госконтроля по факту нарушений законодательства (и т.д.), предоставляется, в случае невозможности проведения такой проверки, «вторая попытка» в течение 20 рабочих дней. При этом производится приостановка во всей ОА, но не прекращение аккредитации. ст. 27 ч. 6 и ч. 7 3.3 Для недобросовестных АЛ введено прекращение аккредитации по фактам: - представления АЛ или экспертами заведомо ложных или недостоверных сведений ст.22 ч.1 п.8; - невыполнение работ или отсутствие сведений об отчетности АЛ в течение одного года – ст.22 ч. 1 п.11; - незавершение прохождения процедуры ПК в соответствии со статьей 24 в течение шести месяцев после наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 и частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона - ст. 22 ч.1 п. 7 Однако данная причина прекращения аккредитации не попадает в перечень причин, которые не разрешают подавать на аккредитацию ранее, чем через два года. 3.4 Указание, что проведение внепланового госконтроля в отношении АЛ проводится на основании мотивированного представления должностного лица ФСА по результатам рассмотрения информации о фактах нарушения законодательства РФ, допущенного экспертной группой при проведении экспертизы – ст.27 ч.2 п.1, и фактах несоответствия АЛ требованиям законодательства РФ к деятельности АЛ, если нарушения относятся к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации ст.27 ч.2 п.2 – 180 дней, ранее в п.2 содержалось: «поступление в ФСА информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства РФ». 4.1 Введение электронного документооборота при взаимодействии с АЛ, однако требования введены не для всех случаев представления заявлений и документов: - подача заявлений на аккредитацию и прилагаемых документов в электронной форме – ст.16 ч.8 и заявлений на прекращение процедур (аккредитации, расширения области аккредитации, подтверждения компетентности и (или) иных процедур) - ст.16 ч.9.1 – 90 дней; - отказ от аттестата аккредитации на бумажном носителе – теперь выписка из реестра – ст. 4 п.2, при этом Область аккредитации именуется как «документ, содержащий описание области аккредитации», составленный в соответствии с методическими рекомендациями ФСА - ст.4 п.9, содержится в реестре АЛ (ст.26 ч.1 п.5); - требование по указанию адреса электронной почты в заявлении об аккредитации для ЮЛ - ст.16 ч.2 п.1, ИП - ст.16 ч.2 п.2, однако для самого АЛ в заявлениях на процедуры такого требования в 412-ФЗ нет, его нет и в форме заявлений (Пр МЭР № 288) |
ANCHEM.RU Администрация Ранг: 246 |
|
dats Пользователь Ранг: 406 |
26.08.2018 // 15:06:52
Еленарук, большое спасибо за обзор. А что за случай подачи заявления на сокращение ОА в процессе проведения ПК? Как происходит этот процесс при ПК? Вроде во ФГИС сейчас невозможно подать заявление на сокращение ОА. |
еленарук Пользователь Ранг: 455 |
27.08.2018 // 17:45:23
Да, сейчас сокращение подается в бумажном варианте, поскольку область аккредитации по-прежнему оформляется на бумаге. В реестре выкладывают скан всех ОА. А заявление на сокращение ОА подают иногда в процессе ПК, если вдруг обнаруживается, что часть ОА не удастся подтвердить на ПК из-за оборудования или других причин. Сейчас это можно сделать до момента составления Акта выездной, иначе все сокращения после этого подпадают под срок на два года. Через 90 дней подавать заявления уже на стадии выбора эксперта будет бессмысленно, все надо сделать до заявления на ПК. Четко это сформулировано в 412-ФЗ по 262-ФЗ пока только для случаев заявления на прекращение процедур аккредитации и расширения ОА, а также ПК. Это связано, возможно с тем, что (по слухам) некоторые АЛ подавали отказ до тех пор, пока не получали того эксперта, который бы их устраивал. Может быть, отказ на госуслугу, когда эксперт уже выбран и он составил свой график, сейчас чревато проблемами для ФСА с соблюдением сроков ГУ, пока выберут следующего эксперта и т.д. |
|
||
Ответов в этой теме: 2 |
|
ЖУРНАЛ | ЛАБОРАТОРИИ | ЛИТЕРАТУРА | ОБОРУДОВАНИЕ | РАБОТА | КАЛЕНДАРЬ | ФОРУМ |
Copyright © 2002-2022 «Аналитика-Мир профессионалов» |
Размещение рекламы / Контакты |