Российский химико-аналитический портал  химический анализ и аналитическая химия в фокусе внимания ::: портал химиков-аналитиков ::: выбор профессионалов  
карта портала ::: расширенный поиск              
 


ANCHEM.RU » Форумы » Дискуссии ...
  Дискуссии | Список форумов | Войти в систему | Регистрация | Помощь | Последние темы | Поиск

Форум химиков-аналитиков, аналитическая химия и химический анализ.

Преподавание химии: взгляд научного работника. >>>

  Ответов в этой теме: 121
  Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
  «« назад || далее »»

[ Ответ на тему ]


DSP007
VIP Member
Ранг: 2228


04.01.2008 // 21:50:08     
Редактировано 1 раз(а)


Spectrometrist пишет:
Раз уж заговорили о преподавании.

Как учить студентов -omics sciences? (genomics, proteomics, metabolomics) и т.д.

Ну можно, наверное, собрать с десяток статей и сделать из них спец. курс, но как то это больше напомнает введение в практикум. Типа, Вася делает так, а Петя так. Прочем понятно, что через пару лет все это уйдет в тень а будем делать как учила умная Маша

Т.е. канона нет, где незыблемо фундаментальные результаты непонятно (таковыми еще не стали), а учить бы уже надо.

Для введения в практикум лучше собрать не десяток статей а десяток собачек и десяток тысяч дрозофил...
ANCHEM.RU
Администрация
Ранг: 246
Доктор
VIP Member
Ранг: 2525


09.01.2008 // 8:39:45     

Spectrometrist пишет:
Какие есть, такие и приходят. Кстати, насчет РАН я бы не был так пессиместичен. Да даже здесь по форуму посмотрите, люди советуются, оборудование заказывают (и толпа желающих продать здесь же). Процесс, как этот козел говаривал, пошел...

А я был бы пессимистичен. В одном знакомом институте РАН стоит уже пару лет стоит новехонький ИСП-МС спектрометр. Ученые со стажем не в состоянии его освоить, молодые ученые не в состоянии прожить на академическую зарплату. Так что, похоже, этот девайс так новехоньким через ... лет на помойку и отправится (если только не перепродадут в какую-нибудь реально работающую контору...)
Леонид
VIP Member
Ранг: 5266


09.01.2008 // 12:16:46     
Интересное обсуждение...
Просто старттопик несколько неконкретно сформулирован, вот и пошел раздрай во мнениях и увод в сторону от темы.
Стоит отличать систему образования от системы преподавания (дидактики). Это абсолютно разные вещи.
Но стоит согласиться, что и та, и другая у нас поставлена весьма скверно, да и продолжают ухудшаться, переходя в невозвратный штопор.
Система преподавания должна основываться не только на знании предмета, но и знаниях философии познания, психологии и педагогики. Пусть это не покажется заумным, поскольку в этом ничего сложного нет.
Все закономерности восприятия среднестатистическим человеком новой информации давно и хорошо изучены, но, похоже, неизвестны всякого рода составителям учебников. Любую сложную информацию можно (и должно уметь) объяснить "на пальцах", но приводить некие закономерности нельзя как догму или как истину последней инстанции. Есть понятие истина "в первом приближении". Так вот, сначала обучающийся должен проникнуться тем, что есть истина во втором, третьем и т.д. приближении. На первом этапе вполне уместны аналогии, мнемонические правила и упрощения. А когда у ученика уже будет некий "арсенал", с которым он более-менее сможет уверенно управляться, вот тогда и можно начинать штурмовать новые бастионы знаний. К сожалению, многие авторы учебников и не думают пробегать хоть к некой системе подачи информации.
Недавно просмотрел учебник по естествознанию для 7-го класса. Это все естественные науки эклектически сваленные в кучу. Мыло, мед, говно и гвозди, как обычно я говорю, увидев подобное.
Так вот, я не нашел ни одного правильного или хотя бы бесспорного определения, ни по одному из описыываемых разделов!
Увы. Раз некому делать хорошие автомобили и электронику, то и профессионализм авторов учебников на том же уровне. Тут стоит задуматься о причинно-следственных отношениях этих аспектов. Так что лучше уж ориентироваться на старые издания. И это не только в химии.
Профессионализма не хватает. А что делать. Дальше будет хуже.
Потому как нынешняя система образования и все ее реформы направлены только на ухудшение описанной ситуации, а не на выправление ее.
Да, хреново было при соцсистеме образования учить кучу идеологизированной мутоты. Но и спецпредметы давали на очень достойном уровне. Сейчас же и не преподают ничего толком. Так, по верхам.
Объективно - уровень молодых специалистов упал очень сильно.
Есть тому и социально-экономические причины. Низкая зарплата преподавателей в школе и в вузе, например. Все более широкомасштабное платное обучение, когда поступают не те, кто знает, может и хочет, а те, у кого родители при деньгах.
Олег
Пользователь
Ранг: 528


09.01.2008 // 15:18:48     

Леонид пишет:
Интересное обсуждение...

Система преподавания должна основываться не только на знании предмета, но и знаниях философии познания, психологии и педагогики.

Сейчас же и не преподают ничего толком. Так, по верхам.

Да и берут тоже по верхам... Если в школьной программе изучаются вопросы из ВУЗовской, а на вступительных задают соотвествужщие задачи, то их может решать только тот, кто посещал курсы (платил деньги). Сам же ученик в результете такого обучения проникается уверенностью, что он уже познал (надо признать очень поверхностно) механизмы реакций... И в ВУЗе уже не придает особого усердия для познания этого механизма. На экзамене преподаватель вынужден ставить положительную оценку поскольку остальные могут и не знать этого вообще. Особенно это наблюдается в периферийных ВУЗах, где химия непрофильный предмет. Там от 70 до 90% только и слышали о химии. Выгнать таких студентов не дадут: за каждые 10 отчисленных студентов сокращают энное количество преподавателей. Круг замкнулся... Вот и выходят неучи. Раньше хоть комсомольская организация "капала" на студентов да и деканат работал, а теперь деканаты превратились в институты и им не до этого.
Nebergas
Пользователь
Ранг: 1744


09.01.2008 // 16:29:05     
Редактировано 2 раз(а)


Олег пишет:

Леонид пишет:
Интересное обсуждение...

Система преподавания должна основываться не только на знании предмета, но и знаниях философии познания, психологии и педагогики.

Сейчас же и не преподают ничего толком. Так, по верхам.


Да и берут тоже по верхам...

И это вполне закономерно. Берут меньше, чем дают (en mass), поэтому у хорошего преподавателя студенты сильные, а у среднего - уже никакие. Если преподаватель физики говорит: "Рассмотрим закон Гея ЛюсакА...", какой уровень знаний можно предполагать у студентов?

...преподаватель вынужден ставить положительную оценку поскольку... выгнать таких студентов не дадут: за каждые 10 отчисленных студентов сокращают энное количество преподавателей...

Это где же такие страсти происходят?
Каталог ANCHEM.RU
Администрация
Ранг: 246
ДельтаРС-ЭКО ДельтаРС-ЭКО
Основными направлениями работы компании в сфере экологической экспертизы являются: Тепловизионная диагностика; Химический анализ воздуха, воды, грунта; Измерение уровня радиации.
tukha
Пользователь
Ранг: 209


09.01.2008 // 19:03:48     

Олег пишет:
Выгнать таких студентов не дадут: за каждые 10 отчисленных студентов сокращают энное количество преподавателей. Круг замкнулся... Вот и выходят неучи. Раньше хоть комсомольская организация "капала" на студентов да и деканат работал, а теперь деканаты превратились в институты и им не до этого.

О как! А где ж такое прописано? Я про "за каждых 10 отчисленных студентов..."? Или это такое правило негласное? И что ж нам теперь делать? В том плане, что если студент даже не пытается понять? За красивые глазки ставить 3, а то самого уволят (ведь как правило такие студенты одним предметом не ограничиваются, у них куча задолжностей)? А про деканат верно подмеченно. Вот приходит преподаватель с докладной на нерадивого студента, ему говорят, что ничего, вроде как большой мальчик / девочка, сам / сама ситуацию понимать должен / должна. А потом этот "большой мальчик" приходит к тебе с допуском, хотя при его 0-х баллах его должны были бы там послать куда подальше. Да еще и говорят, что все от преподавателя зависит... ( Т.е. фактически деканаты только стрелки переводят. Кафедра им дает сигнал, а они потом этого же студента опять к нам же пинком засылают. А он видит, что все равно его держат, а значит и на кафедре ему рано или поздно зачет поставят. Т.е. фактически он видит, что ему все сходит с рук, а значит можно вообще ничего не учить... А потом вот так к каждому преподавателю бегать: "У меня только вот с Вашим предметом проблемы..." >:
Wowa
Пользователь
Ранг: 37


09.01.2008 // 21:47:36     
Редактировано 1 раз(а)


Леонид пишет:
Интересное обсуждение...
Просто старттопик несколько неконкретно сформулирован, вот и пошел раздрай во мнениях и увод в сторону от темы.
__________________________________________________

Спорить не буду, я ведь не преподаватель и никогда им не был. Но кое-что видел "со стороны". И пытался описать и проанализировать увиденное.
____________________________________________________

Любую сложную информацию можно (и должно уметь) объяснить "на пальцах", но приводить некие закономерности нельзя как догму или как истину последней инстанции. Есть понятие истина "в первом приближении". Так вот, сначала обучающийся должен проникнуться тем, что есть истина во втором, третьем и т.д. приближении. На первом этапе вполне уместны аналогии, мнемонические правила и упрощения. А когда у ученика уже будет некий "арсенал", с которым он более-менее сможет уверенно управляться, вот тогда и можно начинать штурмовать новые бастионы знаний. К сожалению, многие авторы учебников и не думают пробегать хоть к некой системе подачи информации.
_________________________________________________________

По моему это вполне объяснимо: немало авторов (учебников) так и остались перед своим первым неповерженным бастионом. Про существование других бастионов знаний они даже не догадываются.
_________________________________________________________
Недавно просмотрел учебник по естествознанию для 7-го класса. Это все естественные науки эклектически сваленные в кучу. Мыло, мед, говно и гвозди, как обычно я говорю, увидев подобное.
Так вот, я не нашел ни одного правильного или хотя бы бесспорного определения, ни по одному из описыываемых разделов!

________________________________________________________

Не имея цельной картины знаний человек не может анализировать. Не такие ли полуобразованные люди являются целью "современной" системы ?
________________________________________________________
Так что лучше уж ориентироваться на старые издания. И это не только в химии.
________________________________________________________

Проблема в том, что не все учащиеся и преподаватели это знают. Просто они невидели "белого" и поэтому не могут распознать "черного". А те, кто знают - плачут огромными слезами: они ведь связаны учебной программой "по рукам и ногам". А эту программу нередко составляют люди еще менее компетентные, чем авторы учебников. Пример - программа по химии для средней школы в Украине.

Wowa
Пользователь
Ранг: 37


09.01.2008 // 22:09:54     

tukha пишет:

О как! А где ж такое прописано? Я про "за каждых 10 отчисленных студентов..."? Или это такое правило негласное? И что ж нам теперь делать? В том плане, что если студент даже не пытается понять? За красивые глазки ставить 3, а то самого уволят (ведь как правило такие студенты одним предметом не ограничиваются, у них куча задолжностей)? А про деканат верно подмеченно. Вот приходит преподаватель с докладной на нерадивого студента, ему говорят, что ничего, вроде как большой мальчик / девочка, сам / сама ситуацию понимать должен / должна. А потом этот "большой мальчик" приходит к тебе с допуском, хотя при его 0-х баллах его должны были бы там послать куда подальше. Да еще и говорят, что все от преподавателя зависит... ( Т.е. фактически деканаты только стрелки переводят. Кафедра им дает сигнал, а они потом этого же студента опять к нам же пинком засылают. А он видит, что все равно его держат, а значит и на кафедре ему рано или поздно зачет поставят. Т.е. фактически он видит, что ему все сходит с рук, а значит можно вообще ничего не учить... А потом вот так к каждому преподавателю бегать: "У меня только вот с Вашим предметом проблемы..." >:


Один доцент называл таких студентов "священными баранами" - их можно стричь, но нельзя резать. Нетрудно догадатся, что он сталкивался с проблемами, которые аналогичны описаным Вами.

Другой доцент плакал крокодильими слеземи, что у него человек 15 недопущено к экзамену. Я (будучи тогда наивным аспирантом) удивился: "А разве это не их проблемы?". Оказывается - нет. Этому преподавателю скажут (на кафедре, в деканате...): "Значит Вы не сумели студентов заинтерисовать!". А как их заинтересуеш, если многие из них ни разу даже не показались.

Пропорция "за каждых 10 отчисленных студентов..." видимо условна. Но смысл ее понятен: финансирование (бютжетное или "альтернативное") зависит от количества студентов. А преподавательские ставки зависят, в свою очередь, от финансирования. И причина именно в этом. Ну а говорить (в деканате, на кафедре...) могут что угодно.
Я не думаю, что такая система - недоработка. Все это больше похоже на хорошо организованный саботаж.
Олег
Пользователь
Ранг: 528


10.01.2008 // 11:11:29     

Wowa пишет:

tukha пишет:

О как! А где ж такое прописано? Я про "за каждых 10 отчисленных студентов..."? Или это такое правило негласное? .
Пропорция "за каждых 10 отчисленных студентов..." видимо условна. Но смысл ее понятен: финансирование (бютжетное или "альтернативное") зависит от количества студентов. А преподавательские ставки зависят, в свою очередь, от финансирования. И причина именно в этом. Ну а говорить (в деканате, на кафедре...) могут что угодно.
Я не думаю, что такая система - недоработка. Все это больше похоже на хорошо организованный саботаж.

сейчас уточнил в деканате - 22-25 в МГУ, в остальных за 40 сокращают одного преподавателя.
Саботаж - это звучит грубовато, здесь работа куда как более тонкая Хотели как лучше, а получается как всегда...
timmy
Пользователь
Ранг: 425


11.01.2008 // 21:17:51     

Олег пишет:
сейчас уточнил в деканате - 22-25 в МГУ, в остальных за 40 сокращают одного преподавателя.
Саботаж - это звучит грубовато, здесь работа куда как более тонкая Хотели как лучше, а получается как всегда...

Одного - где? И какого? 40 студентов - это парара семинарских групп и примерно треть/половина лекционного потока... И почему именно сокращают, а не увольняют???

  Ответов в этой теме: 121
  Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
  «« назад || далее »»

Ответ на тему


ААС, ИСП-АЭС, ИСП-МС - прямые поставки в 2022 году

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ANCHEM.RU:      [ Все новости ]


ЖУРНАЛ ЛАБОРАТОРИИ ЛИТЕРАТУРА ОБОРУДОВАНИЕ РАБОТА КАЛЕНДАРЬ ФОРУМ

Copyright © 2002-2022
«Аналитика-Мир профессионалов»

Размещение рекламы / Контакты