Российский химико-аналитический портал  химический анализ и аналитическая химия в фокусе внимания ::: портал химиков-аналитиков ::: выбор профессионалов  
карта портала ::: расширенный поиск              
 


ANCHEM.RU » Форумы » Дискуссии ...
  Дискуссии | Список форумов | Войти в систему | Регистрация | Помощь | Последние темы | Поиск

Форум химиков-аналитиков, аналитическая химия и химический анализ.

Чему и как учить студента в "нищем" институте. >>>

  Ответов в этой теме: 104
  Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
  «« назад || далее »»

[ Ответ на тему ]


Leko
Пользователь
Ранг: 429


06.02.2007 // 11:24:01     
Вопрос кто виноват в том что студентов учить не на чем - это наверное немного не в формате темы. Без оборудования студентов можно учить основополагающим принципам науки. Сделать примитивный калориметр (стакан в стакане и пенопластом закрытый сверху с дырочками для пипетки и термометра) и определить теплоту растворения серной кислоты - это можно, солевые эффекты тоже можно показать наглядно. Гидролиз хотя бы с индикаторной бумажкой тоже можно показать. Да примитивно, но если напрячься, то можно и еще что-нибудь придумать не требующее практически никакого оборудования. Только со стеклом и реактивами тоже ведь немало придумать можно. А если еще есть рН-метр, кондуктометр и фотоколориметр... А если еще и пластинки для ТСХ и спектрофотометр... Т.е. на всем этом можно продемонстрировать основные принципы, но не научить методам работы на современном оборудовании. В наше прогрессивное время далеко не каждый выпускник химфака хроматограф или АА-спектрометр своими глазами видел, а не на картинке. И это конечно печально. С другой стороны, когда студенты приходят работать в лаборатории, выполняющие рутинные анализы Они столкнутся с теми же КФК-3 и бюретками.
ANCHEM.RU
Администрация
Ранг: 246
SIG
Пользователь
Ранг: 1214


06.02.2007 // 11:52:21     
Я говорил про химфак МГУ. Про аналитиков не скажу, а у органиков в практикуме по спецметодам анализа - только ИК (один образец) и немного масс- и ЯМР, но только теоретически. В смысле прибор не покажут, и как ручки крутить и образец готовить не научат. Только готовые картинки. Да простит меня Albert(Тарасович) При этом все приборы есть.
Волгин
VIP Member
Ранг: 1326


06.02.2007 // 13:53:03     
Да не в этом все дело!!! Задача любого ВУЗа - нищего или богатого - научить будущего специалиста учиться! Я закончил тот же Химфак МГУ, лабораторию металлоорганики. У нас не то что хроматографа - роторного испарителя не было, так Витя Дядченко, мой сокашник, "вакуумный отгонятель" придумал с моторчиком от швейной машинки. После Химфака попал в лабораторию на хроматографы, в одном месте постажировался, в другом поспрашивал, книжки почитал - а их в те времена всего две было (хороших) - одна по ГХ, другая по ЖХ. И описания приборов и каталоги фирм - как рекомендует уважаемый Serga. Вопросы задавал такие, что сейчас без краски на лице вспомнить не могу... Кажется, сейчас кое-что умею...
Поэтому, как мне кажется, вовсе не обязательно оснащать ВУЗы для педагогической работы самым современным оборудованием - оно должно быть наглядным. Научная работа в ВУЗах - другое дело.
DSP007
VIP Member
Ранг: 2228


06.02.2007 // 13:57:58     
Редактировано 1 раз(а)

Ну кто виноват мы и сами знаем, не будем на эту тему распространяться. Теперь вопрос "что делать".
Предлагаю обсудить не технический ( точнее не только технический), но и организационный вопрос.
Для затравки следующий вопрос.
" Как приятно прогуливать лекции?!"
По моему мнению, сложившемуся за 5 лет обучения в институте, процесс обучения страдает некоторыми методологическими дефектами. Одним из них является курс лекций. Сколько усилий прилагается , чтобы загнать на них стадо студентов и пользы ни на грош. Причина в том , что это баранье стадо! И в баранизме виновата учебная программа.
Как организован на большинстве кафедр процесс обучения.
1) Лекция
2) Коллоквиум
3) Практическая работа.
Этот метод был вынужденым в средневековье, когда для того чтобы получить трактат "О происках ведьм и колдунов" студент был вынужден сам записать его за лектором. Но мы же живем в 21 веке.
90 % материала изложенного на лекции написано в учебнике, который можно получить в библиотеке или на худой конец скопировать на ксероксе. Более того, дополнительные материалы доступны за секунды благодаря электронным средствам связи. Значит лекция утратила свое значение как единственного источника знания.
Поэтому порядок по другому должен быть следующий.
1)Ознакомительная практическая работа
2)Коллоквиум
3)Закрепительная практическая работа
А куда деть лекции? Поставить их в конец темы! А то и в факультатив. И давать на них 10 % новейшего материала , который не успел попасть в печать. И пусть на них придет только треть потока, пусть даже десять человек. Но это будет не стадо баранов, а стая львят.

Leko
Пользователь
Ранг: 429


06.02.2007 // 13:59:11     

Волгин пишет:
Поэтому, как мне кажется, вовсе не обязательно оснащать ВУЗы для педагогической работы самым современным оборудованием - оно должно быть наглядным. Научная работа в ВУЗах - другое дело.
В том-то и дело, что надо сперва определиться, кого мы хотим иметь на выходе из вуза. Ежели ученого или преподавателя - это одно, а если квалифицированного специалиста для аналитической (или какой другой, но не исследовательской)лаборатории - это другое.
Каталог ANCHEM.RU
Администрация
Ранг: 246
Журнал Методы и объекты химического анализа Журнал Методы и объекты химического анализа
Научно-практический журнал Научного Совета НАН Украины по проблеме "аналитическая химия", посвященный всем аспектам аналитической и биоаналитической химии. Учредитель журнала - Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
DSP007
VIP Member
Ранг: 2228


06.02.2007 // 14:09:58     
Верно. Вы Leko совершенно правы . Важно знать кого мы готовим. Правда есть нюанс. Любой исследователь может быть без труда переквалифицирован в технического работника, но отнюдь не каждый технический работник может быть дорощен до исследователя.
А для затравки следующего поста "Тесты ,преподы , экзамены" прошу Вас , уважаемая Leko сообщить как обстоят дела на кафедре с вычислительной техникой.
И остальных тоже. Так как по опыту ММА ее как двадцать лет назад на фармхимии не было, так и сейчас нет. А в менее богатом МХТУ - активно используется на многих кафедрах.
Leko
Пользователь
Ранг: 429


06.02.2007 // 14:13:57     

DSP007 пишет:
Ну кто виноват мы и сами знаем, не будем на эту тему распространяться. Теперь вопрос "что делать".
Предлагаю обсудить не технический ( точнее не только технический), но и организационный вопрос.
Для затравки следующий вопрос.
" Как приятно прогуливать лекции?!"
По моему мнению, сложившемуся за 5 лет обучения в институте, процесс обучения страдает некоторыми методологическими дефектами. Одним из них является курс лекций. Сколько усилий прилагается , чтобы загнать на них стадо студентов и пользы ни на грош. Причина в том , что это баранье стадо! И в баранизме виновата учебная программа.
Как организован на большинстве кафедр процесс обучения.
1) Лекция
2) Коллоквиум
3) Практическая работа.
Этот метод был вынужденым в средневековье, когда для того чтобы получить трактат о наказании ведьм и колдунов студент был вынужден сам записать его за лектором. Но мы же живем в 21 веке.
90 % материала изложенного на лекции написано в учебнике, который можно получить в библиотеке или на худой конец скопировать на ксероксе. Более того, дополнительные материалы доступны за секунды благодаря электронным средствам связи. Значит лекция утратила свое значение как единственного источника знания.
Поэтому порядок по другому должен быть следующий.
1)Ознакомительная практическая работа
2)Коллоквиум
3)Закрепительная практическая работа
А куда деть лекции? Поставить их в конец темы! А то и в факультатив. И давать на них 10 % новейшего материала , который не успел попасть в печать. И пусть на них придет только треть потока, пусть даже десять человек. Но это будет не стадо баранов, а стая львят.

Категорически не согласна с ролью лекции в образовательном процессе. Лекция нужна во-первых для экономии времии студента. Благодаря лекции студент (мы сейчас говорим о добросовестном студенте, а не о тунеядце) может эффективно организовать свое учебное время. Задача лекции дать не только новейшую информацию, но и задать направление обучения, выделить главное и подчеркнуть системность изучаемой дисциплины. Что касается непрофильных предметов, то она по-прежнему остается источником получения информации, потому что учебники толстые, их много и они далеко не всегда хорошие. А так студент получает базовую информацию по корсу, не для того, чтобы изучить предмет в совершенстве, но для того, чтобы не быть неучем. Сами подумайте, будучи студентом химфака стали бы вы внимательно изучать пятисотстраничные тома по словесности и стихосложению? А 5 лекций за семестр прослушать вполне можно. И вполне вероятно что-нибудь в голове да останется. Ну а для профильных предметов лекция должна в первую очередь выполнять роль маяка. Основной объем информации студент может получить только занимаясь самостоятельно. А обучение лодырей, разгильдяев или просто идиотов - это отдельная тема.
bf109xxl
Пользователь
Ранг: 1727


06.02.2007 // 14:19:43     
Опыта преподавания не имею. Но свои пять копеек вставлю - у нас (НИИ) в отделе постоянно работают дипломники. И мне кажется, более разумно использовать потенциал НИИ в области оборудования. Наши дипломники работают на всем, что у нас есть (ИСП/ААС/ВЭЖХ и др.), по началу под присмотром, конечно, но потом и самостоятельно. Обеспечить учебный процесс в вузе на аналогичном уровне вряд ли реально. Возможно, в условиях России это, скорее, утопия - я не знаю. Но на практикумах ФХМА для второкурсников, ИМХО, достаточно самых простых вещей. Важнее теоретический базис. Тонкости современных методов проще объяснять старшекурсникам, современное оборудование "юзер-френдли", осваивают его студенты быстро.
В той же хроматографии не обязательно учить, как правильно закалывать образец - этому человека быстро обучат там, где ему придется работать, важнее, чтобы он мог обработать правильно хроматограмму, понять принципы оптимизации условий эксперимента и возможные источники ошибок. А это все не обязательно требует оборудования. Многое сейчас можно эмулировать. Элементарные же операции по пробоподготовке, приготовлению стандартных растворов, пользование измерительной посудой и т.п. должны быть отработаны практически.
Вот такое вот мое очень хамбл опиньон. Извините, если соображения покажутся слишком дилетантскими и далекими от нынешних российских реалий.
Leko
Пользователь
Ранг: 429


06.02.2007 // 14:55:39     

DSP007 пишет:
Верно. Вы Leko совершенно правы . Важно знать кого мы готовим. Правда есть нюанс. Любой исследователь может быть без труда переквалифицирован в технического работника, но отнюдь не каждый технический работник может быть дорощен до исследователя.
А для затравки следующего поста "Тесты ,преподы , экзамены" прошу Вас , уважаемая Leko сообщить как обстоят дела на кафедре с вычислительной техникой.
И остальных тоже. Так как по опыту ММА ее как двадцать лет назад на фармхимии не было, так и сейчас нет. А в менее богатом МХТУ - активно используется на многих кафедрах.

Хороший исследователь не захочет 350 раз в день определять жесткость воды, а плохой исследователь - это не исследователь вовсе. Так что не стоит тратить время и деньги на подготовку недоисследователя вместо специалист, знающего на какую кнопку нажимать и какую ручку подкрутить.
Теперь про вычислительную технику. В Красноярском государственном университете, который я окончила ни на одной химической кафедре никакой вычислительной техники никогда в помине небыло. Нет, в последние годы конечно появились персональные компьютеры, но их для работы преподавателей едва хватает. В самой дешевой комплектации конечно. Студенты вынуждены справляться своими силами. Есть в универе центр Интернет, но там компьютером и интернетом можно попользоваться только за деньги. Отсканировать-напечатать-записать можно там же за деньги. Для обеспечения учебного процесса по всяким информационно-компьютерным дисциплинам есть университетские классы, но там ТАКАЯ рухлядь стоит! Правда последние несколько лет на химфаке появился курс Компьютерное моделирование. Ведут его на тех же древних компьютерах, но домашние задания студенты также выполняют либо у себя дома, либо в платных классах. Как с оснащением вычислительной техникой обстоит дело в медакадемии я пока не знаю. Но интуиция мне подсказывает, что ничуть не лучше.
DSP007
VIP Member
Ранг: 2228


06.02.2007 // 15:04:14     
=>Bf109xxl
Большое спасибо что выступили.
Ваш подход о необходимости теоретических знаний и наборе базовых навыков в общем совпадает с моим.
Замечу только, что попытки обучать сколько нибудь заметное число студентов на базе НИИ обречены на крах, другое дело что для перспективных дипломников он вполне применим. Они уже представляют , чем будут заниматься и у них выше мотивация. Вдобавок на дипломную работу выходят не просто обучаемые, а талантливые студенты!

  Ответов в этой теме: 104
  Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
  «« назад || далее »»

Ответ на тему


ААС, ИСП-АЭС, ИСП-МС - прямые поставки в 2022 году

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ ANCHEM.RU:      [ Все новости ]


ЖУРНАЛ ЛАБОРАТОРИИ ЛИТЕРАТУРА ОБОРУДОВАНИЕ РАБОТА КАЛЕНДАРЬ ФОРУМ

Copyright © 2002-2022
«Аналитика-Мир профессионалов»

Размещение рекламы / Контакты